Служба медиации (примирения)
МЕДИАЦИЯ – переговоры между конфликтующими сторонами с участием посредника – медиатора – с целью поиска решения, удовлетворяющего обе стороны.
Главная цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т.д.).
Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в детском саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в детском саду, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Благодаря медиации можно в какой-то мере снизить уровень конфликтов. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не попали в сложную жизненную ситуацию.
Служба примирения это:
-
Разрешение конфликтов силами детского сада.
-
Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
-
Профилактика ранней дезадаптации.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности службы медиации:
Федеральный уровень
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
- ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»
- Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1916-р, п.62, п.64
- ФЗ РФ от 23.07.2013 г. № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
- Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г. ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях».
- Программа подготовки медиаторов (Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 969 «О программе подготовки медиаторов», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 187).
Региональный уровень
- Постановление Правительства Ярославской области «Об утверждении областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» на 2016 – 2020 годы».
- Постановление Правительства Ярославской области «Об утверждении Концепции семейной политики Ярославской области на период до 2025 года»
- Приказ Департамента образования Ярославской области «О реализации регионального проекта «Развитие служб медиации в образовательных организациях Ярославской области»
- Межведомственный план комплексных мероприятий по развитию служб медиации (примирения) в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ярославской области в 2018 году
Уровень учреждения:
в детском саду разработан управленческий кейс
«Медиация в детском саду» - это:
- сборник нормативных и организационных документов по созданию службы медиации детского сада и сопровождению медиативных процедур,
- план работы на год,
-методические рекомендации по созданию службы медиации,
- система внутрифирменного обучения и стратегического планирования.
Информационный кейс "Медиация в детском саду"
1. Сборник организационных и нормативно-правовых документов.
В сборнике представлен полный пакет нормативных и организационных документов по созданию службы медиации детского сада и сопровождению медиативных процедур. При составлении сборника использовались методические материалы Антона Коновалова по созданию школьных служб медиации, которые были адаптированы для детского сада.
2. Программа внутрифирменного обучения по урегулированию конфликтов «Путь к согласию».
Программа нацелена на разрешение проблемы кадровой подготовки педагогов к деятельности в Службе примирения.
Цель Программы - подготовка и сопровождение педагогов по профилактике и разрешению конфликтов в среде коллег и родителей
Содержание Программы «Путь к согласию» разделено на 3 блока:
Блок 1. «Прикладная конфликтология»».
Блок 2. «Технология медиации».
Блок 3. «Личность медиатора».
Стратегический кейс "Медиация в детском саду"
В детском саду разработана Прогрмма развития службы медиации(примирения) детского сада № 99 на период 2019 - 2022 года.
Программа определяет концептуальные основы деятельности службы медиации (примирения) детского сада № 99, перспективы развития службы, позволяет внедрить медиацию и восстановительный подход в дошкольную образовательную организацию, определяет и структурирует приоритетые направления деятельности в современных условиях, а также поэтапную реализацию целей и задач медиации.
Задачи программы:
-
Создать условия для формирования бесконфликтной образовательной среды детского сада
-
Создать службу медиации детского сада из представителей педагогических работников, родителей воспитанников.
-
Повышать профессиональную компетентность сотрудников детского сада посредством обучения их медиативным технологиям и основам медиации.
-
Популяризировать конструктивные способы урегулирования конфликтов (медиации).
Реализация медиативных технологий в практике рабты с детьми.
Событие "Остров Дружбы" Квест- игра "Мы разные, но мы вместе"
Использование медиативных технологий в управленческой деятельности
Семинар для руководителей Программа внутрифирменного обучения
"Медиативные восстановительные практики" "Путь к согласию"
Результаты деятельности
- Создана действующая модель службы медиации детского сада;
- разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая работу службы медиации,
- разработаны программы внутрифирменного обучения педагогов по конфликтологии;
- обеспечено сопровождение развития служб медиации в детских садах
- обеспечено сокращение количества конфликтных ситуаций в детском саду;
- расширено социокультурное и образовательное пространство детского сада.
Мультфильмы по медиации для дошкольников:
https://youtu.be/XqpFQYYqHXs
https://youtu.be/ytCugNeDJ1s
Если у Вас возникает конфликтная ситуация,
Вы можете обратиться в службу медиации с целью ее разрешения.
Телефон для обращения в службу медиации:
8(4855) 55-07-00