Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативная база
Федеральный уровень
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. (приложенный файл _Письмо_ Минпросвещения РФ N АЗ-1128_08, МР_наставничество.pdf)
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. (приложенный файл _Письмо_ Минпросвещения РФ от 23.01.2020 N МР-42_02_МР_методология.pdf)
Региональный уровень
- Приказ Департамента образования Ярославской области № 36-нп от 29.07.2022об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7601202208040006
Муниципальный уровень
- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 05.08.2022 № 053-01-09/463-1 «О внедрении в работу образовательных организаций городского округа город Рыбинск методологии (целевой модели) наставничества»
- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 30.08.2022 № 053-01-09/485-1 «Об утверждении дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях городского округа город Рыбинск»
Уровень образовательной организации
- Приказ «О внедрении в работу методологии (целевой модели) наставничества».
-План мероприятий (дорожная карта) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 99.
- Положение о системе наставничества педагогических работников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 99.
- Приказ "О назначении наставников и формировании наставничесих пар (групп)"2022-2023учебный год.
- Приказ "О назначении наставников и формирования наставнических пар(групп)" 2023-2024 учебный год.
- Положение об оплате труда работников муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 99 (новая редакция № 3)2023-2024 учебный год
- Пул наставников муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 99.
Интерактивная выставка PROнаставничество:
Маркова Елена Юрьевна- старший воспитатель; стаж работы 32 года, высшая квалификационная категория
Умеет планировать и качественно организовывать образовательную деятельность. Постоянно занимается самообразованием; ведёт поиск новых эффективных средств развития и успешности детей дошкольного возраста. Владеет современными развивающими технологиями. Целенаправленное применение проектной деятельности, утреннего круга, клубного часа, информационно-коммуникационных технологий повышает качество организации образовательной деятельности по формированию ключевых компетентностей детей: система работы представлена на региональном методическом автопробеге «В поисках идеальной среды» в 2023 году. Имеет опыт работы по организации образовательной деятельности с детьми по физическому развитию детей дошкольного возраста, является руководителем Муниципального методического объединения инструкторов по физической культуре в ДОУ
Старший воспитатель, являясь активным членом стратегической команды детского сада, внесла значительный вклад в разработку Стратегии работы учреждения, что позволило учреждению в 2018 году стать финалистом «Третьего Всероссийского Смотра-конкурса» на лучшую презентацию образовательного учреждения в г. Геленджик и г. Сочи, а в 2019 году - победителем регионального конкурса на статус базовой площадки ГАУ ДПО Институт развития образования (кафедра дошкольного образования) «Работаем по ФГОС ДО», в 2020 году - победителем «Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций «Гордость отечественного образования» на основе многоцелевого комплексного анализа», а в 2023году - победителем регионального конкурса на статус базовой площадки ГАУ ЯО ДПО Института развития образования «Технологии эффективной социализации детей».
Сопровождение воспитателя на муниципальном и региональном этапе конкурса «Воспитатель года».
Воспитанники – победители муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов.
Опыт, который может представлять интерес для профессионального сообщества
- Организация образовательной деятельности по развитию познавательной активности и любознательности детей с использование современных развивающих технологий (клубный час, утренний круг, проектная деятельность. Образовательный терренкур и другие)
- Использование активных форм работы
Адрес опыта (ссылка на страницу)
http://dou99.rybadm.ru/p36aa1.html
Трухлова Юлия Ефимовна – педагог-психолог, стаж работы 26 лет, высшая квалификационная категория
В педагогической деятельности проявляет творчество, инициативу. Владеет современными технологиями и грамотно использует их в образовательном процессе (событийный подход, ИКТ, проектная деятельность, клубный час и т.д.).
Разработан курс «Календарь образовательных событий»; "Календарь методической поддержки педагогов».
Представлен опыт работы по профессиональному самоопределению дошкольников и заключается в развитии конкретно-наглядных представлений ребенка о мире профессий через использование технологии событийного подхода на муниципальной Ярмарке инновационных продуктов, конференции работников образования.
Юлия Ефимовна проявляет методическую активность на муниципальном и региональном уровне: эксперт по аттестации педагогов, участник образовательных событий, где ежегодно проводит мастер-классы для педагогов. Осуществляет методическое и психологическое сопровождение участников конкурса «Воспитатель года России». Имея лидерские качества, педагог-психолог принимает результативное участие в мероприятиях разного уровня: региональная акция «Педагогический субботник», областной слёт «Педагогический лидер», "Школа педагогического лидера". Являясь трениром региональной команды на Всероссийском чемпионате клубов педагогв в г. Ульяновске, презентовала, значимые инвестиционные и организационные проекты, выполнение которых необходимо для реализации Стратегии СЭР Ярославской области.
Опыт, который может представлять интерес для профессионального сообщества
- Организация образовательной деятельности по формированию правильных взаимоотношений между людьми через реализацию медиативной технологии и деятельностного подхода в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
- Использование в работе с детьми технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста.
Адрес опыта (ссылка на страницу)
http://dou99.rybadm.ru/p36aa1.html
Полезные ссылки
- Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество
- Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ»
- Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества
- Наставничество педагогических работников
- Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных рганизациях https://www.youtube.com/watch?v=GJK7vWFbYrg&list=PLH0DgjqY1hMR_hjH0AMmGI3sqwMyWnF9H&index=1
- Виды наставничества. Технологии передачи знаний - https://biznes-repetitor.ru/nastavnichestvo/vidy-nastavnichestva/
- Современные формы наставничества - https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva/viewer
- Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Авторы: Тарасова Н.В., к.п.н., доцент, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Пастухова И.П., к.п.н., доцент, заместитель директора Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Чигрина С.Г., старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей https://disk.yandex.ru/i/xmeoUCuNFcdKuA
Новости
21 ноября 2023 года состялся муниципальный семинар по теме "Современные технологии в практике работы с детьми дошкольного возраста", на котором воспитатель Детского сада № 99 Цветкова А.А. представила свой опыт работы по теме "Использование технолгии "Бусоград в прктике работы с детьми дошкольного возраста"
16 марта 2024 года воспитатель детского сада № 99 Паутова Е.А. представила свой опыт работы по организации продуктивной деятельности детей и провела мастре-класс для детей "Подставка под карандаши"