Советы логопеда

Муниципальное дошкольное   образовательное учреждение детский сад  № 99

 

Советы логопеда

Уважаемые родители!    

Вас приветствует  учитель-логопед

Розова Вера Владимировна  

 

 

                                          

 

   «Прекрасна речь, когда она, как ручеек

   Бежит среди камней чиста, нетороплива

   И ты готов внимать ее потоk

   И восклицать: О! Как же ты красива!»

 

 

           

             Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

             Своевременное предупреждение и устранение недостатков речи ребёнка является одной из актуальных задач ДОУ № 99.

            Целью работы дошкольного логопедического пункта является оказание коррекционной помощи детям в возрасте 5 лет, с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития, поэтому в условиях логопедического пункта почти невозможно охватить всех детей, имеющих речевые нарушения или предпосылки к развитию речевой патологии. В связи с этим возникает острая необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом, педагогами и родителями для осуществления профилактической работы со всеми детьми, с целью предупреждения и профилактики нарушений речи, как на более ранних возрастных этапах, так и используя эту работу с детьми уже имеющими речевые проблемы.
         Важным является привлечение родителей под руководством учителя-логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников.
Речь детей формируется в процессе общения со взрослыми. Параллельно с речью идёт развитие всей личности ребёнка, в частности его интеллекта. Вот почему так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности: ведь большую часть знаний мы получаем благодаря речи.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в интеллектуальном развитии.
Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Значит мы обязаны помочь ребёнку избавиться от всех речевых недостатков задолго до поступления в школу.

      ПОМНИТЕ:

 

1.     Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно

2.     Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось

3.     Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово

4.     Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.

 

        Планирование логопедической работы учитель-логопед осуществляет в соответствии с образовательными программами, отвечающими требованиям ФГОС дошкольного образования.

        На  логопункт  зачисляются дети  старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения. В сложных случаях логопед обязан рекомендовать родителям посещение специальной речевой группы. В случаях отказа от перевода ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.
        Занятия проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. Количество детей для логопункта ограничено – 25 человек в течении года.
       Деятельность логопункта предполагает системное воздействие , состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
      Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
          Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
       По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
        Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:
1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;
2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.
       Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей  будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.

      Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными        недостатками речи у детей дошкольного возраста.

Обычно нарушаются следующие группы звуков:

свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

шипящие – Ш, Ж, Ч, Щ

сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ

заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ

звонкие согласные- В, З, Ж, Б, Д, Г

мягкие согласные- ТЬ, ДЬ, НЬ

       У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.
       У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
        В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

· искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)

· отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова)

· замена одного звука другим (колова, вместо корова Р на Л)

Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения:
· полное неумение произнести звук
· правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т,е, недостаточная автоматизация звука
· смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков.

        Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата ( нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонетическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.
        Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак).
        В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.
        Знание видов, форм и уровня нарушения звукопроизношения помогает логопеду определить методику и характер коррекционной работы с детьми в условиях логопункта.  

          Если ваш ребёнок посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.
Чтобы добиться свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.

                                                    Советы логопеда:

- развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д.

- разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык».

- каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки.

- чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы.

- говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами;

- выполняйте несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.

- не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.

- используйте упражнения для развития мелкой моторики.

           Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно, произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей.

                                          Уважаемые родители!
                   Будьте лучшими помощниками вашим детям.

  

 

 

Если вы заинтересованы в правильном  речевом развитии своего малыша, мы рекомендуем воспользоваться сказками, играми и упражнениями из книги Елены Косиновой "Гимнастика для развития речи".

                                           

 

Дата последнего обновления страницы 25.09.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»